divizionizm       ДИВИЗИОНИЗМ - система живописи, в основе которой лежит принцип разложения сложного красочного оттенка на составные чистые цвета. При этом возникает изображение, состоящее из четких мазков, напоминающих очень мелкие прямоугольники и точки. При рассмотрении такого произведения с некоторого расстояния происходит иллюзия смешения мазков. Дивизионизм, наряду с пуантилизмом, входил в систему творческих методов художников-импрессионистов.

    Теорию дивизионизма разработали французские художники Ж.Сёра, и П.Синьяк. Они же первыми в 1880 - 1890-х гг. на практике применили этот метод. Позднее система дивизионизма нашла отражение в живописи таких мастеров, как Т. ван Рейселберг, Дж. Сегантини, Н.В. Мещеряков и другие.

 

 

impressionizm    ИМПРЕССИОНИЗМ - художественное направление, которое возникло и сложилось во французской живописи в последней трети XIX в. и получило известность после художественной выставки, состоявшейся в 1874 г. в Париже. На этой выставке были представлены работы К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, П. Сезанна, Э. Дега, А. Сислея и других мастеров, чьи работы были отвергнуты жюри Салона.

      Художники-импрессионисты выступали против косности официального искусства и главной задачей живописца считали умение естественно и свободно передать мгновенное впечатление от изменчивой действительности. Эти художники использовали в своем творчестве самые простые, лишенные всякой внешней эффективности мотивы. На их полотнах представали городские улицы, набережные, сельские пейзажи, обычные люди во время их повседневных занятий или в минуты отдыха.

Огромное влияние на формирование эстетически позиций и методов импрессионистов оказала живопись Э. Мане, для которых он был настоящим кумиром. Стремясь запечатлеть мгновенное состояние в природе и окружающем человека мире, художники-импрессионисты большую часть своего времени писали на пленэре (на открытом воздухе).

Для подавляющего большинства работ мастеров импрессионизма характерны такие качества, как отсутствие четкого композиционного решения, фрагментарность, неожиданные ракурсы и смешение жанров. В процессе создания картин художники использовали особую технику мелких мазков, благодаря чему предметы на полотне были словно растворены в окружающем их воздушном пространстве. Импрессионисты оргаизовали восемь выставок. Последняя состоялась в 1886 г.

 

 

klassicizm     КЛАССИЦИЗМ - стиль, а также направление в искусстве Европы XVII - начала XIX в. Класссицизм взял на вооружение художественные традиции античности и эпохи Возрождения. Для живописи классицизма характерно стремление к строгой иерархии жанров. Так, высокие жанры (религиозные, мифологические  и исторические) отделялись от портрета, пейзажа, натюрморта, бытовой композиции как жанров более низких.

    Представители классицизма разработали особую колористическую и композиционную структуру картины. Живописное полотно обязательно должно быть разделено на три цветовых пространственных плана. Передний должен тяготеть к коричневым оттенкам, средний - к зеленым, дальний - к голубым. В отличии от барокко с его изощренностью линий и форм, с его резкими контрастами классицизм требовал композиционной уравновешенности, симметрии, четкости и логичности. Главным средством для классицистов стал спокойный, обобщенный рисунок.

Как целостная система классицизм полностью сформировался во Франции в XVII в. В то время данное направление оказалось тесно связанным с французским Просвещением и выражало устремления и идеалы передовой французской буржуазии. Таким классицизм пришел в другие страны Европы. На своем заключительном этапе он трансформировался в сентиментализм.

В XIX  столетии интерес к классицизму возродился благодаря археологическим раскопкам древнеримских городов. Однако уже к середине XIX в. классицистическое направление окончатеьно переродилось, превратившись в закоснелый академизм, тормозивший дальнейший прогресс в искусстве.

Крупнейшими представителями классицизма были такие мастера живописи, как Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж.Л. Давид, А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов и другие.

 

 

kollazh     КОЛЛАЖ  - прием в изобразительном искусстве, состоящий в наклеивании на какую-либо основу (бумагу, холст, дерево и т.п.) материалов, отличающихся от данной основы как по фактуре, так и по цвету.

       Коллажем называют также произведение, выполненное в подобной технике. Мастера, которые использовали коллаж в своей работе, как бы собирали композицию из знаков разных художественных языков - элементов живописи, графического слова, нотных знаков и т.п. Таким способом можно создать относительно простое изображение, например натюрморт. Часто средствами для построения картины служат красочные маски, кусочки цветной булаги, обоев, газет.

 

 

kubizm   КУБИЗМ - модернистское течение в живописи начала ХХ в., которое возникло и сформировалось во Франции в 1900 - 1910 гг. прежде всего в творчестве таких мастеров, как П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис. Кубисты создавали геометризированные формы, конструировали объемные структуры на плоскости, расчленяли сложные фигуры на множество более простых элементов.

    В развитии кубизма прослеживается несколько периодов: сезанновский (1907 - 1909), аналитический (1909 - 1912) и синтетический (1913 - 1914). К первому периоду относятся произведения, которые своими массивными формами, изломанными, резкими контурами напоминают негритянскую пластику.

      Ко второму периоду принадлежат работы, авторы которых стремились разложить форму на плоскости и грани, сближающиеся друг с другом под разными углами.

          Представители синтетического кубизма широко использовали в своем творчестве коллаж.

   Впоследствии достижения кубистов применялись представителями более поздних модернистских направлений.

 

 

lucizm     ЛУЧИЗМ - раннее авангардное течение в русском изобразительном искусстве. Создателем его стал М.Ф. Ларионов. Ларионов считал, что основная задача художника - выявить форму, которая получается в результате пересечения лучей, идущих от разных предметов. Такие лучи на полотне передавались с помощью цветных линий. 

  Лучизм  был предшественником абстракционизма и конфигуративной живописи. Это направление было всего лишь живописным опытом и дальнейшего развития не получило.

 

 

 

 

 

МОДЕРН - стилевое направление, возникшее в европейском и американском искусстве во второй половине XIX - начале XX вв. Егопредставители пытались противопоставить свое искусство историзму и эклектизму современной им буржуазной художественой культуры. В разных странах Европы модерн имел разные названия. Во Франции его именовали "арнуво", в Австрии - "сецессион", в Италии - "либерти", в Испании - "модернисмо" и т.д.

В основе модерна лежит неоромантизм с его идеей противостояния человека и общества. Представители этого направления были убеждены, что именно художнику принадлежит огромная роль в преобразовании мира. Главным средством в создании произведения искусства, считали модернисты, является прозрение. Теоретики модерна призывали к синтезу различных видов искусства, именно в этом видя возможность изменения действительности к лучшему.

Живописному искусству модерна свойственны стилизация, плоскостное построение полотна, орнаментальность и декоративность, соединение натуралистических элементов с фантастическими. Представители модерна использовали в своих произведениях плавные, гибкие, переплетающиеся линии, стилизованные под растительные узоры, беря идеи и образы у искусства символизма.

 

 

modernizm      МОДЕРНИЗМ - общий термин обозначения разных направлений искусства ХХ в., представителей которых объединяло отрицание традиционного искусства. К модернистским течениям относятся фовизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм. Для творчества художников-модернистов характерны тенденции авангардизма. Главным предметом своих изображений живописцы избрали новую реальность, ничем не напоминающую окружающую действительность.