Терминологический словарь

 

 

abstrak      АБСТРАКЦИОНИЗМ - наравление, появившееся в искусстве живописи, скульптуры, графики в ХХ в. Представители этого  направления - художники-абстракционисты - для создания своих произведений использовали формальные элементы: геометрические объемы и фигуры, линии, различные цветовые пятна и всевозможные отвлеченные конфигурации.

     Абстракционизм возник в 1910-х гг. в Западной Европе, затем был подхвачен и в России. Его родоначальниками считаются Р. Делоне и Ф. Купка (Франция) , П. Мондриан (Голландия). В России его первыми крупнейшими представителями стали К.С. Малевич и В.В. Кандинский.

     Основоположниками этого направления был создан и разработан особый метод отвлеченных построений, который помогал постигать интуитивно воспринимаемые сущности и выражать внутренние закономерности, не видимые за реальными явлениями действительности. Основными элементами формы у абстракционистов считались живописные знаки, наделенные духовностью.

В абстракционизме прослеживаются две ветви: лирическая и геометрическая. Приверженцами геометрического абстракционизма, в основе которого лежали строгие, четкие формы, были Р. делоне, П. Мондриан, К.С. Малевич. Лирический абстракционизм основывался на свободно текущих формах. Одним  из ярчайших его представителей был В.В. Кандинский.

Расцвет абстракционизма приходится на время после Второй мировой войны, когда в искусстве Западной Европы и Северной Америки он становится ведущим направлением.

Более поздние представители абстракционизма тяготели к его лирической разновидности, и уже внутри нее появилось несколько течений, в том числе абстрактный экспрессионизм, ташизм, иероглифический абстракционизм. Среди представителей первого течения следует назвать таких художников, как Дж. Поллок, В. де Кунинг, Х. Хофман, А. Горки, Р. Мазеруэлл, М. Ротко, Ф. Клайн. Сторонники ташизма  - Ж. Матье, Х. Хартунг, П. Сулаж, Ж. Базен, Э. Ведова, А. Йорн. Иероглифический абстракционизм представляют М. Тоби, М. Грейвз, Дж. Бисье, А. Мишо.

 

 

avangardizm   АВАНГАРДИЗМ - движение, появившееся в искусстве ХХ столетия. Для представителей авангардизма характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, к разрыву с устоявшимися традициями и принципами, к поискам новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

      Принципы авангардизма были восприняты представителями таких художественных течений, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм,сюрреализм.

    Возникновение авангардизма было вызвано противоречиями самой эпохи, чувством страха и растерянностью людей перед общественными катаклизмами и войнами. Пытаясь найти какой-либо выход для человека, художники обратились к новым способам воздействия на существующую действительность. Авангардисты первой четверти ХХ столетия критиковали буржуазную культуру за ее косность и консерватизм.

В конце 30-х гг. ХХ столетия начался спад авангардистского движения, однако после окончания Второй мировой войны тенденции авангардизма возродились и стали платформой, на которой начал формироваться неоавангардизм.

Авангардной искусство тесно связано с модернизмом.

 

 

academisme     АКАДЕМИЗМ - направление в изобразительном искусстве, господствовавшее в художественных академиях Европы в XVI - XIX вв. Его представители брали за образец классическое искусство времен античности и Возрождения.

    Первые академии появились в Италии в XVI в. Они представляли собой объединения свободных художников. В основу живописи ставился рисунок, считавшийся основным средством выразительности.

   Вначале академизм был прогрессивным явлением в культурной жизни Европы. Академии воспитывали талантливых художников, способствовали формированию национальных живописных школ. С течением времени система академического обучения стала насаждать искусство, далекое от жизни, отошла от запросов самого человека.   Академизм стал пропагандировать условные образы и лишенные жизненности сюжеты, призывал к идеализации натуры, окружающую жизнь считал недостойной изображения.

    В XVII столетии академии появились во многих странах Европы. В 1648 г. в Париже была открыта Королевская академия живописи и скульптуры, в 1692 г. была основана академия в Вене, а в 1694 г . - в Берлине.

      В России Академия живописи, скульптуры и архитектуры была открыта в Петербурге в 1757 г.

К скркдине XIX столетия деятельность Петербургской академии стала тормозом в развитии русского искусства. В 1863 г. произошел так называемый бунт четырнадцати, в результате которого из академии демонстративно ушли, отказавшись писать выпускную программную композицию на традиционный мифологический сюжет, четырнадцать ее выпускников. Эти четырнадцать вскоре организовали свою Артель художников.

 

 

АКВАРЕЛЬ - краски, растворимые в воде, а также вид живописи, основанный на применении этих красок. Произведения, написанные акварельными красками, отличаются чистотой цвета, произрачностью оттенков, легкостью и воздушностью.

В технике акварели принято создавать лирические миниатюры, зарисовки, передающие различные состояния природы. Однако с помощью подобной техники можно писать и более сложные произведения - натюрморты, пейзажи и даже портреты.

При работе с акварелью используется как сухая, так и влажная бумага. Художники  иногда пишут на цветной бумаге, но только белая придает произведению блеск и особую, нежную прозрачность.

Особой любовью акварель пользовалась у английских художников-пейзажистов.

 

 

barbizon     БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА - художественное объединение, возникшее во Франции, с которого началось развитие реалистического пейзажа. Название этого объединения происходит от маленького местечка Барбизон недалеко от Фонтенбло, куда в 1830 - 1860-х гг. многие французские художники приезжали рисовать этюды.

       Среди представителей барбизонской школы были такие художники, как Т. Руссо, которого считают основателем этого сотружества, Ж. Дюпре, Н. Диаз де ла Пенья, Ш. Добиньи, К. Труайон.

     В пейзажах живописцев данного художественного объединения предстают в основном простые, скромные ландшафты Франции. При этом художники стремились передать изменчивые состояния природы, колебания световоздушной среды. Именно барбизонцы разработали принципы тональной живописи. Методы и приемы, разработанные художниками-барбизонцами, оказали воздействие на развитие французского реалистического пейзажа в дальнейшем.

 

 

БАРОККО - одно из ведущих стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI - середины XVIII в. Барокко пришло на смену гуманистической культуре эпохи Возрождения с ее идеями гармонии и верой в безграничные возможности человеческой личности. Мировосприятие, лежавшее в основе искусства барокко, предполагало в человеке отсутствие собственной воли и представляло его игрушкой неких иррациональных сил.

Искусство барокко отличали такие черты, как торжественность, пышность, парадность, преувеличенная страстность и взволнованность, а также резкие контрасты, как, например, иллюзорность и реальность, масштаб и ритм, свет и тень.

Во времена барокко новый расцвет пережил декоративно-прикладное и монументальное искусство, архитектура; в живописи появились новые жанры и темы, обращенные к реальной жизни, а не связанные с мифологией и религией. Произведениям художников барокко присущи драматизм и напряженность, позы персонажей отличаются неустойчивостью, жесты - экзальтированностью. Мастера барокко предпочитали использовать теплые тона, цветовые и световые контрасты.

В России барочный стиль ярче всего проявился в архитектуре, особенно в сооружениях первой половины XVIII столетия: в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села.

 

 

БЛИК - световой отблеск, согласно градациям светотени, используемым в изобразительном искусстве, - самое яркое световое пятно на выступающих частях предмета, обращенных в сторону источника освещения.

Свойства блика напрямую зависят от силы света, формы изображенного на холсте предмета, его фактуры, поскольку различные материалы поразному поглощают и отражают свет.

 

 

ГРАВЮРА - вид графики, в котором изображением является печатный оттиск рельефного рисунка, нанесенный на доску специалистом-гравером. Такое же название носит и сам оттиск. Техник гравировки в искусстве Европы была разработана в XIV - XV вв.

Существуют различные виды гравюры: выпуклая (ксилография - на дереве, линогравюра - на линолеуме) и углубленная (офорт, акватинта, резцовая гравюра - на металле).

Широко распространена станковая гравюра - эстамп, а также книжная (заставки, иллюстрации и пр.).

Для гравюры существует возможность тиражирования. Мастер, гравировавший одну доску, может получить множество ее оттисков, все они считаются авторскими экземплярами. Именно в этом заключается большое преимущество гравюры перед рисунком, который существует в единственном оригинальном экземпляре.

 

 

ГРАФИКА - вид изобразительного искусства, включающий в себя рисунок и печатные изображения - литографию, гравюры и т.п., основанные на искусстве рисунка, но при этом имеющие свои специфические выразительные средства, как, например, контурная линия, штрих, пятно, фон листа.

Различают графику станковую (рисунок, лубок, эстамп), книжную и журнальную (иллюстрации, оформление периодических изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибристы), а также плакатную.

Графику использовали еще художники античных времен, работая над скульптурой, фреской, картиной, однако самостоятельным видом искусства она стала значительно позже, в конце XV - начале XVI в. Со временем в графике стали употреблять цвет. Появились изображения, написанные гуашью, акварелью, пастелью. Подобные виды изобразительного искусства можно в равной степени отнести как к графике, так и к живописи.

 

 

grizajl      ГРИЗАЙЛЬ - вид живописи, чаще всего декоративной, которой присущи разные оттенки одного и того же цвета. Чаще всего художники пользуются серым цветом.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

divizionizm       ДИВИЗИОНИЗМ - система живописи, в основе которой лежит принцип разложения сложного красочного оттенка на составные чистые цвета. При этом возникает изображение, состоящее из четких мазков, напоминающих очень мелкие прямоугольники и точки. При рассмотрении такого произведения с некоторого расстояния происходит иллюзия смешения мазков. Дивизионизм, наряду с пуантилизмом, входил в систему творческих методов художников-импрессионистов.

    Теорию дивизионизма разработали французские художники Ж.Сёра, и П.Синьяк. Они же первыми в 1880 - 1890-х гг. на практике применили этот метод. Позднее система дивизионизма нашла отражение в живописи таких мастеров, как Т. ван Рейселберг, Дж. Сегантини, Н.В. Мещеряков и другие.

 

 

impressionizm    ИМПРЕССИОНИЗМ - художественное направление, которое возникло и сложилось во французской живописи в последней трети XIX в. и получило известность после художественной выставки, состоявшейся в 1874 г. в Париже. На этой выставке были представлены работы К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, П. Сезанна, Э. Дега, А. Сислея и других мастеров, чьи работы были отвергнуты жюри Салона.

      Художники-импрессионисты выступали против косности официального искусства и главной задачей живописца считали умение естественно и свободно передать мгновенное впечатление от изменчивой действительности. Эти художники использовали в своем творчестве самые простые, лишенные всякой внешней эффективности мотивы. На их полотнах представали городские улицы, набережные, сельские пейзажи, обычные люди во время их повседневных занятий или в минуты отдыха.

Огромное влияние на формирование эстетически позиций и методов импрессионистов оказала живопись Э. Мане, для которых он был настоящим кумиром. Стремясь запечатлеть мгновенное состояние в природе и окружающем человека мире, художники-импрессионисты большую часть своего времени писали на пленэре (на открытом воздухе).

Для подавляющего большинства работ мастеров импрессионизма характерны такие качества, как отсутствие четкого композиционного решения, фрагментарность, неожиданные ракурсы и смешение жанров. В процессе создания картин художники использовали особую технику мелких мазков, благодаря чему предметы на полотне были словно растворены в окружающем их воздушном пространстве. Импрессионисты оргаизовали восемь выставок. Последняя состоялась в 1886 г.

 

 

klassicizm     КЛАССИЦИЗМ - стиль, а также направление в искусстве Европы XVII - начала XIX в. Класссицизм взял на вооружение художественные традиции античности и эпохи Возрождения. Для живописи классицизма характерно стремление к строгой иерархии жанров. Так, высокие жанры (религиозные, мифологические  и исторические) отделялись от портрета, пейзажа, натюрморта, бытовой композиции как жанров более низких.

    Представители классицизма разработали особую колористическую и композиционную структуру картины. Живописное полотно обязательно должно быть разделено на три цветовых пространственных плана. Передний должен тяготеть к коричневым оттенкам, средний - к зеленым, дальний - к голубым. В отличии от барокко с его изощренностью линий и форм, с его резкими контрастами классицизм требовал композиционной уравновешенности, симметрии, четкости и логичности. Главным средством для классицистов стал спокойный, обобщенный рисунок.

Как целостная система классицизм полностью сформировался во Франции в XVII в. В то время данное направление оказалось тесно связанным с французским Просвещением и выражало устремления и идеалы передовой французской буржуазии. Таким классицизм пришел в другие страны Европы. На своем заключительном этапе он трансформировался в сентиментализм.

В XIX  столетии интерес к классицизму возродился благодаря археологическим раскопкам древнеримских городов. Однако уже к середине XIX в. классицистическое направление окончатеьно переродилось, превратившись в закоснелый академизм, тормозивший дальнейший прогресс в искусстве.

Крупнейшими представителями классицизма были такие мастера живописи, как Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж.Л. Давид, А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов и другие.

 

 

kollazh     КОЛЛАЖ  - прием в изобразительном искусстве, состоящий в наклеивании на какую-либо основу (бумагу, холст, дерево и т.п.) материалов, отличающихся от данной основы как по фактуре, так и по цвету.

       Коллажем называют также произведение, выполненное в подобной технике. Мастера, которые использовали коллаж в своей работе, как бы собирали композицию из знаков разных художественных языков - элементов живописи, графического слова, нотных знаков и т.п. Таким способом можно создать относительно простое изображение, например натюрморт. Часто средствами для построения картины служат красочные маски, кусочки цветной булаги, обоев, газет.

 

 

kubizm   КУБИЗМ - модернистское течение в живописи начала ХХ в., которое возникло и сформировалось во Франции в 1900 - 1910 гг. прежде всего в творчестве таких мастеров, как П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис. Кубисты создавали геометризированные формы, конструировали объемные структуры на плоскости, расчленяли сложные фигуры на множество более простых элементов.

    В развитии кубизма прослеживается несколько периодов: сезанновский (1907 - 1909), аналитический (1909 - 1912) и синтетический (1913 - 1914). К первому периоду относятся произведения, которые своими массивными формами, изломанными, резкими контурами напоминают негритянскую пластику.

      Ко второму периоду принадлежат работы, авторы которых стремились разложить форму на плоскости и грани, сближающиеся друг с другом под разными углами.

          Представители синтетического кубизма широко использовали в своем творчестве коллаж.

   Впоследствии достижения кубистов применялись представителями более поздних модернистских направлений.

 

 

lucizm     ЛУЧИЗМ - раннее авангардное течение в русском изобразительном искусстве. Создателем его стал М.Ф. Ларионов. Ларионов считал, что основная задача художника - выявить форму, которая получается в результате пересечения лучей, идущих от разных предметов. Такие лучи на полотне передавались с помощью цветных линий. 

  Лучизм  был предшественником абстракционизма и конфигуративной живописи. Это направление было всего лишь живописным опытом и дальнейшего развития не получило.

 

 

 

 

 

МОДЕРН - стилевое направление, возникшее в европейском и американском искусстве во второй половине XIX - начале XX вв. Егопредставители пытались противопоставить свое искусство историзму и эклектизму современной им буржуазной художественой культуры. В разных странах Европы модерн имел разные названия. Во Франции его именовали "арнуво", в Австрии - "сецессион", в Италии - "либерти", в Испании - "модернисмо" и т.д.

В основе модерна лежит неоромантизм с его идеей противостояния человека и общества. Представители этого направления были убеждены, что именно художнику принадлежит огромная роль в преобразовании мира. Главным средством в создании произведения искусства, считали модернисты, является прозрение. Теоретики модерна призывали к синтезу различных видов искусства, именно в этом видя возможность изменения действительности к лучшему.

Живописному искусству модерна свойственны стилизация, плоскостное построение полотна, орнаментальность и декоративность, соединение натуралистических элементов с фантастическими. Представители модерна использовали в своих произведениях плавные, гибкие, переплетающиеся линии, стилизованные под растительные узоры, беря идеи и образы у искусства символизма.

 

 

modernizm      МОДЕРНИЗМ - общий термин обозначения разных направлений искусства ХХ в., представителей которых объединяло отрицание традиционного искусства. К модернистским течениям относятся фовизм, экспрессионизм, футуризм, кубизм, сюрреализм. Для творчества художников-модернистов характерны тенденции авангардизма. Главным предметом своих изображений живописцы избрали новую реальность, ничем не напоминающую окружающую действительность.

 

 

 

 

 

 


 

 

natyrmort      НАТЮРМОРТ  - жанр изобразительного искусства. В переводе с французского "натюрморт" означает "мертвая натура". В произведениях этого жанра изображаются предметы быта, цветы, плоды и т.д. Возник натюрморт в XVII в. в Голландии и Испании. Мир вещей в натюрморте раскрывает их своеобразие, неповторимые качества, красоту. В то же время это всегда  - мир человека, выражающий его отношение к жизни, строй его мыслей и чувств.

 

 

 

 

ПАСТЕЛЬ - простые карандаши без оправы, сделанные из красочного порошка, соединенного с клеящим веществом, а также картина или рисунок, выполненные ими.  В зависимости от соотношения состава порошка и количества клея можно получить карандаши различной степени мягкости.

Пастелью пишут на бумаге, холсте, картоне сначала жесткими карандашами,а затем мягкими. Краски наносятся штрихами, как при рисовании, а потом растираются пальцами или растушевкой. Произведения, написанные пастельными карандашами, отличают звучный колорит и нежная,словно бархатная, поверхность. В то же время пастельные композиции подвержены неблагоприятному внешнему воздействию. Для закрепления рисунка или картины их покрывают специальным раствором, который, к сожалению, несколько заглушает переливчатость оттенков и может вызвать потемнение изображения.

Художники нередко сочетают пастель с гуашью, темперой, масляными красками. Такое сочетание применяется обычно при написании портретов.

Пастель появилась впервые в искусстве Италии, Франции и Нидерландов. Ее применяли для подцвечивания рисунка.

В XVIII в., когда в моду вошло искусство рококо с его необычно нежными красочными оттенками, не похожими на существующие в природе, пастельная техника достигла небывалого расцвета.

 

 

syrrealizm    СЮРРЕАЛИЗМ - космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее свое существование в 1969 году. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Сюрреализм возник как литературное течение, но вскоре приобрел статус художественного явления в современном ему мировом искусстве в целом. Сюрреалисты не ставили соей целью создание школы или художественного течения, продолжающего линию романтизм — реализм -...- футуризм, их планы были более глобальны, а амбиции непомерны. Они желали «осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления... Они намеревались предложить людям новый способ сознания...» (Ален и Одетт Вирмо) Своего рода откровением для сюрреалистов явились созданные между 1910 и 1918 годами произведения итальянского поэта и живописца Джорджо де Кирико (1888-1978г.г.), основателя так называемой метафизической живописи, возникшей как реакция на футуризм с его динамическим характером изображения. В 1916 году Андре Бретон случайно заметил в витрине картину де Кирико «Мозг ребенка», проезжая мимо в автобусе. На следующей остановке он вышел, чтобы вернуться к картине и проверить, не было ли обманчивым его первое впечатление. Приведу высказывание де Кирико того периода: «Не надо забывать, что картина всегда должна быть отражением глубокого ощущения и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неведомое. Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом, оно приближается к сну и детской мечтательности». Это своеобразное эстетическое кредо творчества де Кирико оказалось чрезвычайно близким сюрреалистической концепции.

Сюрреалисты выражают недовольство существующей действительностью —они объявляют ее источником всех зол. Они выступают против абстрактного мира цивилизации. Никакой социальной революции не нужно — нужно только отказаться от разума, логики, от привычного восприятия вещей, от неудовлетворительного, даже абсурдного, с их понимания, разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, хорошего и плохого. Нужно отказаться от всех традиций, уничтожить все привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений. Иначе говоря, предполагаемая сюрреалистами революция должна заключаться в освобождении человека от чувств и обязанностей семейных, гражданских, классовых, от чувств справедливости, верности, долга. Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, — «дремлющие в нас чудовища», также запретные и темные закоулки человеческого подсознания. Конфликт между разумом и «темными силами», провозглашенный сюрреалистами основой искусства, нашел свое четкое и наглядное выражение в сценах жестокости, которые изобилуют все виды сюрреалистического искусства. Фрейдисткое лженаучное положение о кровожадности и жестокости человека по природе, сюрреалисты настойчиво и последовательно воплощали в своем искусстве в течении всех долгих лет его существования.

 

 

futurizm     ФУТУРИЗМ  - авангардистское литературно-художественное течение в искусстве Европы начала ХХ в. Оно получило распространение главным образом в Италии и России. Появление его связано с вышедшим в свет в 1909 г. "Мануфестом футуризма", который был написан итальянским поэтом Ф.Т. Маринетти.

    Теоретики футуризма отвергали все, что было связано с традиционным искусством и культурой, и обращали свой взгляд в будущее. Они приветствовали бурный прогресс науки и техники и не пугались все ускоряющегося темпа жизни людей. На футуристов большое влияние оказали кубисты. Футуристы стремились непосредственно, живо и эмоционально передать жизнь мира огромных скоростей, перед которыми отступало прошлое.

     Представители футуристической живописи разработали новый тип картины, названный энергетическим. Такие полотна представляли собой изображения разбитых на несколько фрагментов геометризированных фигур, пересеченных линиями и острыми углами. Одним из главных принципов построения подобных работ была симультанность, то есть единовременный показ разных этапов движения.

 

 

ekspressionizm     ЭКСПРЕССИОНИЗМ - литературно-художественное течение, которое сформировалось в первой четверти ХХ в. Его представители считали субъективный мир человека реальным, а его отображение - единственной целью искусства. Экспрессионизм широко распространился в Голландии и Австрии.

  Художники-экстрессионисты стремились выразить неприятие ими окружающей действительности. Их картины были наполнены мистическими экспрессивными образами, проникнуты чувством отчаяния и протеста. Художники-экстрессионисты использовали условные красочные сочетания и грубые, порой примитивные формы.

     Название "экспрессионизм" впервые прозвучало в Германии в 1911 г. Его автором стал Х. Вальден, издатель журнала "Штурм".

 

 

 

 

 

 

ЭСКИЗ - предварительный набросок, в котором художник передает замысел своего будущего произведения. Эскиз отличается от этюда тем, что автор создает его по воображению, используя натурные наблюдения. Эскиз может выполняться карандашом, акварелью, пастелью, масляными красками. Он необходим художнику для решения композиционных задач. С помощью эскиза художник разрабатывает отдельные элементы полотна: жесты, наклон головы персонажа. Часто картине предшествует много эскизов, автор же выбирает лишь то, что отвечает его замыслу.

 

 

ЭТЮД - произведение чаще всего подготовительного характера, написанное с натуры. Обычно этюд имеет небольшие размеры. Некоторые мастера выполняют огромное количество этюдов.

Этюд - это и обучающий материал, ступенька к совершенству для начинающего художника. Для выполнения этюда используют масло, акварель, темперу, гуашь,пастель. Есть художники, которые пишут только этюды, хотя решают их так же, как и картины, что видно по композиционной завершенности и выразительности колорита и формы.