Пастель

 

 

Пастель – это удивительный материал, в который влюбляешься буквально с первого раза. Она легка в обращении, поскольку наносится и смешивается непосредственно на бумаге. И прежде всего - работать с пастелью - это непередаваемые тактильные ощущения!

 

С помощью пастельных красок можно добиться самых необычных эффектов и различных оттенков – от тончайших дымчатых тонов туманного утра до динамичных, контрастных цветов, которые мы наблюдаем в природе во время грозы или в яркий солнечный день. Кроме того пастель – это очень декоративный материал, позволяющий передавать самые разнообразные оттенки цвета и тона, и именно поэтому пастелью так удобно рисовать цветочные композиции и натюрморты. Безграничные возможности пастельной техники раскрываются, как самой цветовой палитрой пастельных красок, так и многообразной по фактуре бумагой для пастели.

 

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta - тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи, выпускаемая в виде мелков или карандашей.

Виды пастели

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

 

Существует 2 основных вида сухой пастели: твердая и мягкая.

Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества, например Пастель Rembrandt или Подольская пастель. Они подходят для широких насыщенных штрихов.

Твердые пастели, такие как Derwent и Faber-Castell: реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Бумага

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент, поэтому рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге.Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов. 

Я использую три типа бумаги для пастели:

  • наждачная бумага – предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата;
  • тонированная бумага для пастели разных цветов – например, немецкой фирмы Hahnemuhle - «Colours» или "Ingres" (бумага с содержанием хлопка), итальянской фирмы Fabriano - «Tiziano», английской фирмы DALER ROWNEY - «Murano» (хлопок 45%), французской фирмы по производству бумаги Lana.
  • велюровая бумага – имеет бархатистую поверхность и незаменима для работы в жанре анимализма, например, альбом для пастели с бархатистой бумагой «Velour» (фирмы Hahnemuhle). Также можно использовать бумагу для акварели. Протонировать акварельную бумагу можно, используя чай или кофе.

Исправление рисунка пастелью. Обычно исправления вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также возможно использовать ластик или кусочек белого хлеба. Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге.

 

Немного истории

Пастель получила своё название от слова «а пастелло», что в Италии XVI века широко применялось художниками, в том числе и Леонардо да Винчи и означало - приём рисования одновременно итальянским карандашом negro и сангиной.

В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Шарден, позднее Грёз, Лиатар, Делакруа. Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Карьера.

Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Эдгара Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. В России пастель появилась в первой половине XVIII столетия, привезенная иностранными художниками. И лишь в XIX веке пастельная техника по-настоящему преживает Эпоху расцвета, сначала Орловский, Венецианов, затем в конце века - Левитан, Серов, Бенуа, Бакст, Кустодиев, Сомов, позже – Серебрякова.

 

Техника

Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

 

Но мне ближе техника, в которой пастелью можно создавать настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. Дега говорил, что пастель позволяет ему стать «колористом с линией». При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с большей цветовой плотностью и формирует бархатистые штрихи с мягкими, рыхлыми краями. Пастель находится на грани между рисунком и живописью. В ней соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, живописным пятном, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что при минимуме связующего красящая масса представляет отдельные частицы пигмента, отражаясь от которых свет рассеивается в разные стороны, придавая красочному слою особую лучистость, бархатистость, специфическую «пастельную» мягкость.

 

Пастель привлекает мастеров живописи благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Тонкость и изящество техники пастели в сочетании с необычной звучностью красок и богатством фактуры создают мир, который завораживает зрителя ощущением непосредственности творчества. Масляные краски позволяют многократно переписывать, счищать, накладывать множество слоев; пастель же требует точности, интуитивного «чутья» по отношению к выбираемому цвету, потому что после изменить его уже чаще всего невозможно: чистый, тот самый знаменитый «мерцающий» пастельный тон таков лишь при первозданном нанесении. В то же время пастель позволяет удивительным образом смешивать и накладывать цвета. Лучшие пастели — это множество красочных слоев; чистых, но просвечивающих «сквозь». Отсюда — бархатистость и глубина, которая неизменно притягивает. Работа в технике пастели предполагает растушевку пигмента или «вбивание» его в основу — так, чтобы несколько штрихов или пятен, нанесенных рядом, соединились и «заиграли» цветом, не смешиваясь полностью. Лучше всего это достигается кончиками пальцев — ни один другой материал и инструмент с ними не сравним. Близость художника к своему творению, их «соприкасаемость» сообщает глубину и тонкость происходящему.

 

Пастель, безусловно, требует очень хорошего освещения — тогда проявляется бесконечность оттенков, игра просвечивающей многослойности. Лучше всего — дневной свет, но — рассеянный, падающий по касательной. При разном освещении картина будет производить совершенно разное впечатление. Новый луч или иной угол зрения — и вы увидите новые краски и детали. Это притягивает и завораживает. При достойном освещении пастель оживает.

Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у нее есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость. Самое надежное сохранение пастели — использовать рамы со стеклом и паспарту, с окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы. В этом случае пастельное произведение может жить столетия, не теряя своей прелести, как знаменита «Шоколадница» Лиотара, созданная в XVIII веке.

 

Но у пастели есть и технические достоинства. Пастель не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Новые технологии изготовления пастельных красок, тонированных бумаг и абразивных холстов, современная окантовка уникальной графики подготовили базу для нового расцвета и широкого распространения искусства пастели, как среди художников, так и среди любителей живописи.


Пастель - самая  пленительная, но и самая хрупкая из графических и живописных техник. Она очень чувствительна к неосторожным прикосновениям, мелким повреждениям, легко стирается и осыпается. Исполненные в этой технике произведения столь нежны и сыпучи, что не допускают частого экспонирования, связанного с перевозками.


Художников постоянно волновала проблема сохранности произведений, ставшая темой многих ученых трактатов. Изобретались различные фиксативы, но даже самые совершенные из них изменяли первоначальный тон пастели, искажали ее колористическую гамму, губили ее природную бархатистость.


Оказалось, что для сохранения от механических повреждений работ, выполненных пастелью, лучше всего просто использовать рамы со стеклом и паспарту - окантовкой из плотного картона, чтобы даже стекло не касалось работы.


Практика показывает, что при правильном оформлении и хранении пастель оказывается достаточно выносливой. Это подтверждает состояние хранящихся в музеях Европы старинных пастелей. Более того, благодаря тому, что пастель обходится почти без связующих веществ, она в отличие от масляной живописи с течением времени почти не меняется. Картины, написанные масляными красками, вследствие химических процессов, происходящих в связующих веществах, сильно поддаются воздействию времени, темнеют. Напротив, светоносные, чистые краски старинных пастелей сохраняют свою первоначальную сочность, свежесть, силу и живую бархатистость фактуры.


Итак, пастель (франц. pastel от итал. pastello, уменьшительное от pasta-тесто) - это, во - первых, техника живописи и рисования сухими, мягкими цветными мелками. Пастелью также называется произведение, выполненное в данной технике. Этот же термин применяют для обозначения красок (цветных мелков), используемых в этой технике.