Почерк рисования

 

Мы пишем очень индивидуально: некоторые сильно нажимают на перо, другие водят им по бумаге легко; у кого-то буквы наклонные, или с крупными завитками, или очень тесно прилегают друг к другу. Эти особенности - не что иное, как способ самовыражения, к которому мы прибегаем подсознательно. Наш почерк заявляет совершенно ясно: "Это я". Но, когда мы делаем заметку для себя наши почерки различаются. Первый можно назвать "свободным", а второй - "контролируемым".

 

Рисование тоже можно считать состоящим из двух режимов работы: интуитивного и аналитического. Первый - свободный, а второй - контролируемый.  Интуиция необходима нам для того, чтобыуловить суть предмета, его дух и ощущение. Аналитическое начало используется тогда, когда нам нужно уточнить, выявить структуру изобразаемого объекта.

 

 

Интуитивный (свободный) режим: быстрый, эскизный, напористый, нервный, стремительный, импульсивный, непрерывный.

 

Аналитический (контролируемый) режим: точный, изящный, строгий, упорядоченный, тщательный, продуманный, неторопливый, фрагментальный.

 

 

Если мы пытаемся прибегнуть к обоим видам почерка одновременно, возникают сложности. Анализ тормозит, блокирует легкое отношение, присущее интуиции. Интуиция смягчает и затуманивает все, что нужно для аналитического подхода. Для эффективной работы они должны работать по отдельности. Когда вы научитесь разделять их, то сможете использовать их в процессе рисования поочередно, в подходящие моменты.

 

Рассмотрим почерк нескольких знаменитых художников. (С близкого расстояния штрихи мастеров иногда кажутся самыми обычными каракулями.)

 

 

Анри Матисс (1869-1954)

 

Рисунки Матисса характерны своей декоративностью.  Спонтанность в работах Матисса выражаются длиными, плавными линиями и явным отсутствием планирования рисунка. Контуры имели для художника большее значение, чем правильные пропорции. Его не волновало то, что голова и кисть руки получились у него слишком маленькими по сравнению  с остальной фигурой. Его не интересовали ни светотень, ни перспектива, ни точное отображение черт лица. Для Матисса все заключалось в линиях. Он очень увлекался декоративными узорами. Матисс не утруждал себя уточняющими линиями. Каждую линию он проводил раз и навсегда. Лица на его рисунках редко обладают ярко выраженными индивидуальными характеристиками. Они скорее напоминаю лица с греческих ваз.

 

 

Винсент Ван Гог (1853-1890)

 

Ни один художник в истории не вложил столько личных эмоций в свой почерк, как Винсент Ван Гог. О его неистовых, искаженных душевной мукой штрихах написано много исследований. Даже цветы или почтальона художник изображал грубыми, толстыми мазками и завитками, как будто вышедшими из-под пера одержимого.  Несомненно, прелесть работ Ван Гога в основном заключается в спонтанности и страстности его почерка. Однако, часто почему-то игнорируют его сознательное стремление изобразить различные текстуры разнообразными штрихами.  Конечно, Ван Гог был импульсивным художником, но не стоит забывать, что это качество уравновешивалось его терпеливым экспериментированием с различными перьями и эффектами кисти.

 

 

Кете Кольвиц (1867-1945)

 

Кольвиц часто делала быстрые наброски черным мелом или тушью. Еще одна характерная черта почерка этой художницы - использования острых, как бритва, линий на фоне мягкой скульптурности. Особенно ярко это проявляется в линии рта, морщинах на лбу и на границе поверхности лица.