ruenfrde

Терминологический словарь

 

 

abstrak      АБСТРАКЦИОНИЗМ - наравление, появившееся в искусстве живописи, скульптуры, графики в ХХ в. Представители этого  направления - художники-абстракционисты - для создания своих произведений использовали формальные элементы: геометрические объемы и фигуры, линии, различные цветовые пятна и всевозможные отвлеченные конфигурации.

     Абстракционизм возник в 1910-х гг. в Западной Европе, затем был подхвачен и в России. Его родоначальниками считаются Р. Делоне и Ф. Купка (Франция) , П. Мондриан (Голландия). В России его первыми крупнейшими представителями стали К.С. Малевич и В.В. Кандинский.

     Основоположниками этого направления был создан и разработан особый метод отвлеченных построений, который помогал постигать интуитивно воспринимаемые сущности и выражать внутренние закономерности, не видимые за реальными явлениями действительности. Основными элементами формы у абстракционистов считались живописные знаки, наделенные духовностью.

В абстракционизме прослеживаются две ветви: лирическая и геометрическая. Приверженцами геометрического абстракционизма, в основе которого лежали строгие, четкие формы, были Р. делоне, П. Мондриан, К.С. Малевич. Лирический абстракционизм основывался на свободно текущих формах. Одним  из ярчайших его представителей был В.В. Кандинский.

Расцвет абстракционизма приходится на время после Второй мировой войны, когда в искусстве Западной Европы и Северной Америки он становится ведущим направлением.

Более поздние представители абстракционизма тяготели к его лирической разновидности, и уже внутри нее появилось несколько течений, в том числе абстрактный экспрессионизм, ташизм, иероглифический абстракционизм. Среди представителей первого течения следует назвать таких художников, как Дж. Поллок, В. де Кунинг, Х. Хофман, А. Горки, Р. Мазеруэлл, М. Ротко, Ф. Клайн. Сторонники ташизма  - Ж. Матье, Х. Хартунг, П. Сулаж, Ж. Базен, Э. Ведова, А. Йорн. Иероглифический абстракционизм представляют М. Тоби, М. Грейвз, Дж. Бисье, А. Мишо.

 

 

avangardizm   АВАНГАРДИЗМ - движение, появившееся в искусстве ХХ столетия. Для представителей авангардизма характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, к разрыву с устоявшимися традициями и принципами, к поискам новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений.

      Принципы авангардизма были восприняты представителями таких художественных течений, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм,сюрреализм.

    Возникновение авангардизма было вызвано противоречиями самой эпохи, чувством страха и растерянностью людей перед общественными катаклизмами и войнами. Пытаясь найти какой-либо выход для человека, художники обратились к новым способам воздействия на существующую действительность. Авангардисты первой четверти ХХ столетия критиковали буржуазную культуру за ее косность и консерватизм.

В конце 30-х гг. ХХ столетия начался спад авангардистского движения, однако после окончания Второй мировой войны тенденции авангардизма возродились и стали платформой, на которой начал формироваться неоавангардизм.

Авангардной искусство тесно связано с модернизмом.

 

 

academisme     АКАДЕМИЗМ - направление в изобразительном искусстве, господствовавшее в художественных академиях Европы в XVI - XIX вв. Его представители брали за образец классическое искусство времен античности и Возрождения.

    Первые академии появились в Италии в XVI в. Они представляли собой объединения свободных художников. В основу живописи ставился рисунок, считавшийся основным средством выразительности.

   Вначале академизм был прогрессивным явлением в культурной жизни Европы. Академии воспитывали талантливых художников, способствовали формированию национальных живописных школ. С течением времени система академического обучения стала насаждать искусство, далекое от жизни, отошла от запросов самого человека.   Академизм стал пропагандировать условные образы и лишенные жизненности сюжеты, призывал к идеализации натуры, окружающую жизнь считал недостойной изображения.

    В XVII столетии академии появились во многих странах Европы. В 1648 г. в Париже была открыта Королевская академия живописи и скульптуры, в 1692 г. была основана академия в Вене, а в 1694 г . - в Берлине.

      В России Академия живописи, скульптуры и архитектуры была открыта в Петербурге в 1757 г.

К скркдине XIX столетия деятельность Петербургской академии стала тормозом в развитии русского искусства. В 1863 г. произошел так называемый бунт четырнадцати, в результате которого из академии демонстративно ушли, отказавшись писать выпускную программную композицию на традиционный мифологический сюжет, четырнадцать ее выпускников. Эти четырнадцать вскоре организовали свою Артель художников.

 

 

АКВАРЕЛЬ - краски, растворимые в воде, а также вид живописи, основанный на применении этих красок. Произведения, написанные акварельными красками, отличаются чистотой цвета, произрачностью оттенков, легкостью и воздушностью.

В технике акварели принято создавать лирические миниатюры, зарисовки, передающие различные состояния природы. Однако с помощью подобной техники можно писать и более сложные произведения - натюрморты, пейзажи и даже портреты.

При работе с акварелью используется как сухая, так и влажная бумага. Художники  иногда пишут на цветной бумаге, но только белая придает произведению блеск и особую, нежную прозрачность.

Особой любовью акварель пользовалась у английских художников-пейзажистов.

 

 

barbizon     БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА - художественное объединение, возникшее во Франции, с которого началось развитие реалистического пейзажа. Название этого объединения происходит от маленького местечка Барбизон недалеко от Фонтенбло, куда в 1830 - 1860-х гг. многие французские художники приезжали рисовать этюды.

       Среди представителей барбизонской школы были такие художники, как Т. Руссо, которого считают основателем этого сотружества, Ж. Дюпре, Н. Диаз де ла Пенья, Ш. Добиньи, К. Труайон.

     В пейзажах живописцев данного художественного объединения предстают в основном простые, скромные ландшафты Франции. При этом художники стремились передать изменчивые состояния природы, колебания световоздушной среды. Именно барбизонцы разработали принципы тональной живописи. Методы и приемы, разработанные художниками-барбизонцами, оказали воздействие на развитие французского реалистического пейзажа в дальнейшем.

 

 

БАРОККО - одно из ведущих стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI - середины XVIII в. Барокко пришло на смену гуманистической культуре эпохи Возрождения с ее идеями гармонии и верой в безграничные возможности человеческой личности. Мировосприятие, лежавшее в основе искусства барокко, предполагало в человеке отсутствие собственной воли и представляло его игрушкой неких иррациональных сил.

Искусство барокко отличали такие черты, как торжественность, пышность, парадность, преувеличенная страстность и взволнованность, а также резкие контрасты, как, например, иллюзорность и реальность, масштаб и ритм, свет и тень.

Во времена барокко новый расцвет пережил декоративно-прикладное и монументальное искусство, архитектура; в живописи появились новые жанры и темы, обращенные к реальной жизни, а не связанные с мифологией и религией. Произведениям художников барокко присущи драматизм и напряженность, позы персонажей отличаются неустойчивостью, жесты - экзальтированностью. Мастера барокко предпочитали использовать теплые тона, цветовые и световые контрасты.

В России барочный стиль ярче всего проявился в архитектуре, особенно в сооружениях первой половины XVIII столетия: в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села.

 

 

БЛИК - световой отблеск, согласно градациям светотени, используемым в изобразительном искусстве, - самое яркое световое пятно на выступающих частях предмета, обращенных в сторону источника освещения.

Свойства блика напрямую зависят от силы света, формы изображенного на холсте предмета, его фактуры, поскольку различные материалы поразному поглощают и отражают свет.

 

 

ГРАВЮРА - вид графики, в котором изображением является печатный оттиск рельефного рисунка, нанесенный на доску специалистом-гравером. Такое же название носит и сам оттиск. Техник гравировки в искусстве Европы была разработана в XIV - XV вв.

Существуют различные виды гравюры: выпуклая (ксилография - на дереве, линогравюра - на линолеуме) и углубленная (офорт, акватинта, резцовая гравюра - на металле).

Широко распространена станковая гравюра - эстамп, а также книжная (заставки, иллюстрации и пр.).

Для гравюры существует возможность тиражирования. Мастер, гравировавший одну доску, может получить множество ее оттисков, все они считаются авторскими экземплярами. Именно в этом заключается большое преимущество гравюры перед рисунком, который существует в единственном оригинальном экземпляре.

 

 

ГРАФИКА - вид изобразительного искусства, включающий в себя рисунок и печатные изображения - литографию, гравюры и т.п., основанные на искусстве рисунка, но при этом имеющие свои специфические выразительные средства, как, например, контурная линия, штрих, пятно, фон листа.

Различают графику станковую (рисунок, лубок, эстамп), книжную и журнальную (иллюстрации, оформление периодических изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибристы), а также плакатную.

Графику использовали еще художники античных времен, работая над скульптурой, фреской, картиной, однако самостоятельным видом искусства она стала значительно позже, в конце XV - начале XVI в. Со временем в графике стали употреблять цвет. Появились изображения, написанные гуашью, акварелью, пастелью. Подобные виды изобразительного искусства можно в равной степени отнести как к графике, так и к живописи.

 

 

grizajl      ГРИЗАЙЛЬ - вид живописи, чаще всего декоративной, которой присущи разные оттенки одного и того же цвета. Чаще всего художники пользуются серым цветом.