ruenfrde

Жанры искусства

 

Гризайль (франц. grisaille, от gris - серый) - однотонная, монохромная живопись, обычно иллюстрирующая скульптурный рельеф. Выполняет роль декоративной росписи, или панно. В станковой живописи техника гризайли часто применяется для подмалевков и эскизов.
Однотонную живопись любого цветового оттенка (не только серую) называют гризайлью. В этой технике выполнялись, например, в эпоху Возрождения знаменитые лиможские эмали (Франция).

 

Грунт (от нем. Grund - дно, основа) - в живописи тонкий срединный слой между основой (поверхностью стены, доски, холста, картона и т.д.) и красочным слоем. Предназначен обеспечить прочную связь между ними, а также сообщить живописной поверхности определенную колористическую окраску и фактурные качества.
Грунт состоит из основного компонента (измельченного до порошкообразного состояния мела, гипса, извести, свинцовых или цинковых белил) и связующего вещества (клея, растительных масел, масляных эмульсий).
Грунты подразделяются в зависимости от основного компонента на меловые, гипсовые, известковые; в зависимости от связующего - на клеевые, масляные, эмульсионные. Грунты бывают однослойными и многослойными. Для иконописи, а также росписи и золочения на деревянных изделиях применяется особый, традиционный грунт - левкас, состоящий из порошкообразного мела, размешанного на рыбьем или животном клее.
Грунт в технике углубленной печати (
гравюра) - это слой кислотоупорного состава, который наносится на металлическую доску (медную, стальную) перед началом работы и таким образом предохраняет ее закрытые участки от воздействия кислоты.

 

Живопись Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесенных на плоскую поверхность. Именно цвет является главным выразительным средством живописи. Другие ее средства - рисунок, фактура красочной поверхности, выразительность мазков художника, композиция произведения. Условность живописи заключается в ее стремлении создать иллюзию трехмерного пространства на плоскости, передать объем предметов, перспективу, световоздушную среду и т. п. Живопись сочетает в себе как изобразительную, так и декоративную функцию. Различают станковую и монументальную живопись. Монументальная живопись служит украшением архитектуры, выступает частью единого ансамбля (стенные росписи, панно, плафоны и т. д.). По технике монументальной живописи выделяют фреску, мозаику, витраж и т. п. Под станковой живописью понимают произведения, созданные на станке, или мольберте, т. е. собственно картины. Также к живописи относятся иконопись и миниатюра. В станковой живописи используются различные техники: энкаустика (живопись восковыми красками), темпера, масляная живопись и др. Кроме того, для создания живописных произведений используют и иные техники, более тяготеющие к графике. Это акварель, гуашь, пастель. Основой для живописных произведений служат деревянные и медные доски, начиная с эпохи Возрождения - холст, в наши дни - оргалит, текстолит и т. д. Для небольших работ, чаще подготовительного характера, используют бумагу и картон. Как правило, основу под живопись предварительно покрывают специальным грунтом.

 

Карандаш (тюрк. kara - черный, tas или das - камень) - инструмент и материал для рисования. Имеет вид стержня из прессованного угля, свинца, графита, сухой краски, заключенного для удобства в деревянную или металлическую оправу. Прототипы современного карандаша применялись в XII- XVI вв. - это свинцовые и серебряные штифты в металлической оправе. При работе давали темно-серый тон. Рисунок, выполненный серебряным карандашом; "не пачкает" и не стирается, приобретая со временем коричневатый тон. С XV в. вошли в употребление ИТАЛЬЯНСКИЕ КАРАНДАШИ, которые изготавливались из природного черного глинистого сланца (черного мела) или искусственным путем - из ламповой сажи с примесью белой глины. В наше время итальянские карандаши изготавливаются из жженой кости, скрепленной в качестве связующего растительным клеем. Изготовленные по старым рецептам, они имеют сероватый оттенок, современные - дают интенсивный черный штрих с бархатистой фактурой. С XVI в. получили распространение графитные карандаши, их штрих имеет легкий блеск и слабую интенсивность. На рубеже XVIII и XIX вв. появилась разновидность графитного карандаша, состоящего из смеси порошка графита с глиной и заключенного в деревянную оправу. Помимо вышеперечисленных тоновых (черных) карандашей существуют также цветные, состоящие из природных или искусственных красящих (цветных) порошков и каолина. В качестве связующих употребляются разные клеящие вещества. Для достижения мягкости используют жирующие смеси. К особым видам карандашей относятся пастель и сангина.

 

Карикатура (итал. caricatura, от caricare - преувеличивать) - особый жанр графического искусства, построенный на использовании элементов сатиры и юмора. В карикатуре сознательно преувеличиваются, обостряются какие-либо внешние или внутренние черты персонажей или явлений. В карикатуре может сочетаться реальное и фантастическое, правдоподобное и абсурдное. При этом всегда преследуется конкретная цель - осмеяние определенного лица или явления. Графическая карикатура получает наибольшее распространение в периоды социальных конфликтов: восстаний, войн, революций. Широкую известность получили сатирические графические листы русских художников, посвященные войне 1812 г.; карикатуры времен русской революции 1905-06 гг, "Окна РОСТА" и т. д. Графическая карикатура нередко сопровождается текстом. Прием окарикатуривания может использоваться и в других видах искусства. В более широком смысле карикатура - способ типизации, в котором через заострение каких-либо черт, элементы гротеска дается негативная оценка тех или иных явлений, сторон жизни. В этом смысле карикатура была известна еще в античную эпоху.

 

Книжная графика Одна из основных областей применения искусства графики. С рукописной книгой древности и средних веков связана история книжного рисунка, с печатной книгой - развитие гравюры и литографии. Книжная графика включает в себя: иллюстрации (выполняющие задачи истолкования литературного произведения), создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги (переплет, обложка, титул, форзац, фронтиспис, заставки, концовки, буквицы и т. д.).

 

Лубок, лубочные картинки Народные картинки - произведения графики, преимущественно печатной, выполненные безымянными художниками-самоучками. Существуют также стилизации народных картинок, авторы которых, профессиональные художники, сознательно подражают этому виду творчества. Лубочные картинки рассчитаны на распространение среди широких народных слоев, а потому отличаются доходчивостью образов, часто заимствованных из фольклора и воспроизводящих узнаваемые сцены и персонажи. Особенностью лубков являются простота и грубоватость, присущие как изобразительному языку с его обобщенным, несколько примитивным рисунком и яркой локальной раскраской, так и пояснительным текстам, часто развернутым, являющимся неотъемлемой частью лубка. Содержание картинок самое разнообразное - от официальных, посвященных религиозным праздникам, почитаемым святым, правящим монархам, победам русского оружия, до антиправительственных, представлявших верховную власть и духовенство в сатирическом духе (такие лубки печатались в подпольных типографиях и официально подлежали изъятию). Большой популярностью в народной среде пользовались лубки на темы былин, присказок, пословиц.

 

Мозаика (франц. mosaque, итал. mosaico, от лат. musivum - посвященное музам) - изображение, тематическое или орнаментальное, выполненное из фрагментов одного и того же или разных материалов - камня, смальты, керамической плитки и др. Широко применяется в монументальном, а также декоративно-прикладном искусстве, реже - для создания станковых произведений. Техника исполнения мозаичной композиции состоит в том, что кусочками материала, из которого набирается мозаика, заполняют заранее нанесенный на основу контурный рисунок. При этом все фрагменты тщательно подгоняются друг к другу, укрепляются на цементе или специальной мастике и затем шлифуются. Существует несколько видов мозаики, в зависимости от формы материала, используемого художником: наборная мозаика (выполняется из мелких кусочков-осколков), пластинчатая, или штучная, мозаика (используются более крупные фрагменты, вырезанные в соответствии с контурами рисунка), так называемая флорентийская мозаика (появилась в Италии в XVI в., состоит из довольно крупных плиток хорошо отшлифованного камня), римская мозаика (происходит из мастерских Рима XVI-XVII вв., набирается из очень мелких кубиков смальты). По способу набора мозаика бывает прямой (выполняется прямо на стене, куполе, своде и т. д. или отдельной пластине, которая затем монтируется на предназначенное ей место) и обратной (наклеивается лицевой стороной на картон или ткань с нанесенным на них рисунком композиции, затем такую мозаику заливают закрепляющим составом и устанавливают на место, а временную основу удаляют).

 

Натюрморт (франц. nature morte - мертвая природа) - жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Изображение движущихся живых существ - насекомых, птиц, животных, иногда и человека - порой входит в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из бытовой среды. Художник уделяет повышенное внимание объему изображаемых предметов, их пространственному соотношению, стремится показать фактуру их поверхности, передать красоту цветовых сочетаний. Натюрморт может выполнять чисто декоративную задачу, а может и нести определенную смысловую нагрузку, возводя предметы в символы (например, рабочий стол ученого). Натюрморт бывает составной частью тематической картины, портрета, историко-бытового сюжета; при этом возрастает его смысловая роль: он конкретизирует ту или иную историческую эпоху, передает предметный мир, окружающий героев полотна. Как самостоятельный жанр натюрморт начал складываться в эпоху Возрождения, хотя мотивы его встречаются еще в античном и средневековом искусстве. Эпохой расцвета натюрморта в Европе стал XVII в. Многообразие его форм и типов ("цветы и фрукты", "дары моря", "лавки", "рынки", "завтраки", "десерты" и т. п.) в это время связано с развитием национальных школ живописи - итальянской, голландской, фламандской, французской и др. В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир, показать прекрасное в малом и обыденном.

 

Пастель (франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta - тесто) - красочный материал, предназначенный для выполнения работ в особой технике, также называемой пастелью. Представляет собой разноцветные палочки (мелки, карандаши), состоящие из тонко перетертых пигментов и добавок, скрепляющих или разбеливающих веществ. Часто карандаши пастели готовят без связующего, если для разбеливания используют белую глину, мел, гипс, фарфоровую глину, магнезию, тальк. Карандаши пастели бывают твердыми, средней мягкости и мягкими. Работают пастелью на бумаге с шероховатой поверхностью, а также на специальном картоне, пергаменте, замше. При использовании пастели получается матово-бархатистое изображение. Недостаток - слабое сцепление красочного слоя с основой, в результате чего возможно его осыпание. Пастель можно наносить и кистью (техника мокрого соуса), что, однако, применяется редко, так как обедняет живописные качества материала.

 

Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности: в изображениях сцен охоты, рыбной ловли, битв. Однако вплоть до эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства. Исключительно важное место занимает пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением жизни. В эпоху классицизма повышается содержательность пейзажа; наряду с топографическим видовым появляются эмоционально насыщенные героический и идиллический варианты пейзажа. В России пейзаж как самостоятельный жанр складывается в начале XVIII в., поначалу это чисто видовой пейзаж, преобладавший в основном в графике (А. Ф. Зубов, М. А. Махаев), позднее в нем находят отражение мотивы и настроения, характерные для того или иного художественного направления - классицизма, романтизма и др. Значительный вклад в развитие пейзажного жанра внесли художники-передвижники (И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и др.), в их полотнах реалистическое изображение природы сочетается с драматическими или лирическими настроениями, с возвышенно-философским толкованием пейзажа. Ведущим жанром становится пейзаж в творчестве французских импрессионистов, работавших на рубеже XIX и XX вв.; важнейшим компонентом их произведений стала вибрирующая световоздушная среда, словно оживляющая изображенные на полотнах уголки природы. В XX столетии получают развитие такие разновидности пейзажа, как городской и индустриальный.

 

Портрет (франц. portrait, от portraire - изображать) - изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. В изобразительном искусстве портрет - один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит мемориальное начало - увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. В зависимости от назначения, художественной формы и характера исполнения различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурные монументы, фрески, мозаики), парадные (или репрезентативные, т. е. торжественно-официальные) и интимные, погрудные и в полный рост, в анфас и в профиль и т. д. В разные эпохи получают распространение портреты на медалях и монетах, на геммах (резные на камне), портретная миниатюра. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, парные (двойные), групповые. Специфическим типом портрета является автопортрет.

 

Рисунок Изображение, выполненное художником от руки с помощью таких графических средств, как линия, контур, штрих, точка, пятно, а также разнообразными их сочетаниями и комбинациями. Рисунок бывает черно-белым и цветным. Черно-белый рисунок может быть контурным, линеарным - выполненным только линией, без использования тональных и светотеневых эффектов. Такая манера рисования называется графической. Если же художник использует возможности светотени, пятна и др., он близок к живописной манере рисования. Многочисленные разновидности рисунка различаются не только по характеру исполнения, но и по темам и жанрам (портрет, пейзаж, натюрморт и др.), по назначению (законченный станковый рисунок, беглые наброски, учебные постановки, анатомические и естественнонаучные штудии; подготовительные рисунки - эскизы, этюды, представляющие ранний этап работы над живописной или сложной графической композицией; архитектурные чертежи и др.), а также по технике исполнения. В зависимости от используемых материалов рисунки делятся на выполненные сухими и жидкими красящими веществами. К древнейшим сухим рисующим материалам относятся уголь, а также свинцовые, серебряные штифты, известные со времен античности. Эпоха Возрождения вводит в арсенал художественных материалов итальянский карандаш ("черный мел") и сангину ("красный мел"). С XVI в. известен графит, с конца XVIII в. - карандаш современного типа в деревянной оправе. К жидким рисующим материалам, наносимым пером (тростниковым, птичьим, металлическим) или кистью, относятся тушь, бистр, сепия, чернила. Основой для рисования могут служить разные материалы. Так, в древнем мире использовали папирус, в средние века - пергамент. В эпоху Возрождения впервые стали рисовать на бумаге. Рисунку принадлежит чрезвычайно важная роль в искусстве. Он составляет основу всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, гравюра, рельеф и др.), определяя общую композицию, очертания формы предметов, их расположение в пространстве.

 

Эскиз (франц. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. В эскизе намечается композиционное построение, пространственные планы, основные цветовые соотношения будущей картины или скульптуры. Эскизы бывают графические, живописные, скульптурные. Обычно они отличаются свободной беглой манерой исполнения, но могут быть и детально проработаны. В творчестве крупных художников эскизы представляют художественную ценность и имеют не только подготовительный, но и самостоятельный характер.

 

Этюд (франц. etude - изучение) - художественное произведение, выполненное, как правило, непосредственно с натуры. Представляет собой изучение, отработку художником какого-либо частного изобразительного мотива. Часто этюд представляет собой подготовительный материал для большого серьезного произведения, однако нередко имеет и самостоятельное значение.