Рисование рук

 

Рука - не плоская, двухмерная фигура. Это сложная динамичная трехмерная форма, заряженная энергией. Когда рука поднимается и устремляется вперед, она изгибается вниз от подмышки до локтя и от локтя до кисти. Этот изгиб не зависит от положения, которое принимает рука в целом.

1

Запястье делается плоским у окончания предплечья, а ладонь имеет вид лопатовидного клина, широкого в центре и узкого спереди, где начинаются суставы пальцев. Эта клиновидная форма является определяющей и для других структурных элементов кисти.

 

Согнутая рука с поднятым и обращенным внутрь предплечьем позволяет большому пальцу соприкасаться с плечевой (дельтовидной) мышцей практически в центре ее верхней выпуклости.

2

 


Лопатовидное основание ладони, объемное по вертикали, постепенно расширяется и становится плоским, как совок. Ладонная сторона кисти имеет полую, куполообразную форму, тыльная ее сторона также закруглена, хотя и намного меньше, чем ладонная.

 

Всякий, кто пытался изобразить человеческую фигуру, знает, что кисть руки является одной из самых сложных форм тела. Чтобы нарисовать руку правильно в мельчайших подробностях, вы должны уметь соотносить отдельные ее части друг с другом и соединять различные элементы. Знание пропорций необходимо в искусстве и должно рассматриваться как важнейший этап в достижении новых высот выразительности.

 

Дуги, показанные стрелками, подчеркивают связь трех длинных пальцев руки. Длина указательного и безымянного пальцев берется от основания ногтя среднего пальца. Поскольку эти пальцы имеют примерно одинаковую длину, дуги между ними могут быть использованы для определения правильного размещения суставов и кончиков пальцев, если рассматривать их в глубокой перспективе. Отметьте, что
разнообразные положения пальцев в движении, показанные здесь, не противоречат одно другому.

5

 

Кончик мизинца располагается на одной линии с последним суставом безымянного пальца. Таким образом, при любом расположении пальцев мы можем отыскать мизинцу необходимое ему место, если учитывать это соотношение.

 

6

 

Мизинец и большой палец тесно связаны между собой. Если ладонь широко раскрыта, как показано ниже на рисунке в центре, и проведены прямые линии от кончика большого пальца и от кончика мизинца с внешнего края, линии что будут располагаться под углом в 90 градусов друг к другу и сойдутся в точке, где ладонь соединяется с рукой (нулевая точка).

 

С помощью поднятых вверх пальцев можно выразить число «три»: большой палец пересекает ладонь и располагается на втором суставе
мизинца, фактически на одной линии с ладонным суставом под ним, как если бы мизинец не препятствовал этому. Обратите внимание на то, что векторные линии мизинца, и большого пальца с внешней стороны сходятся в нулевой точке и симметричны по отношению друг
к другу. Понимание этой взаимосвязи поможет вам изображать руку в различных положениях, когда большой палец располагается над сжатыми пальцами. На рисунке открытой ладони ниже справа показано, как мизинец переметается вниз по ладони и почти касается нулевой точки. Это единственный палец, который может выравниваться по этой точке.

 

7

 

Когда основание ладони находится па уровне основания подбородка, пальцы достают до лба  (см. рисунок ниже), а длинный средний палец касается линии волос. Если кончик большого пальца поместить во внутреннем локтевом углублении, то вытянутые пальцы кисти достанут до основания ладони. Знание этих пропорций крайне полезно, когда имеешь дело с фигурой в целом.

 

8

 

Если положить кисть руки на лоб сбоку, то она практически целиком поместится между линией волос и бровями. Если кисть достаточно широка, то она закроет и переносицу. Ладонь можно разместить и сбоку основания носа — тогда она своем нижней частью достанет до основания подбородка. Эти моменты необходимо учитывать при разнообразных фигурных композициях.

 

9

 

 

Рука постоянно изменяется с раннего детства до глубокой старости, и это касается не только ее размеров, пропорций и структуры, но и строения кожи, соединительных тканей и таких поверхностных характеристик, как густота волос, пигментация, величина, форма и строение ногтей.

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Детская рука в первые недели жизни миниатюрна: ее примерные размеры — длина большого пальца взрослого человека, хотя возможны и индивидуальные различия. При рождении ребенка она может быть очень худой и морщинистой или немного пухлой, но кожа нежная и гладкая. Важной ее характеристикой является отсутствие суставных и костнозапястных выступов, указывающих на сочленение форм. Вместо них на детской руке имеются ямочки на сегментах пальцев и жировые катышки на запястье, поскольку скелетная структура
руки только формируется — в фалангах и суставах. Окончания пальцев - из хрящевых структур, как и кости запястья. В верхней части рисунка ниже показана рука полуторамесячного ребенка. Отметьте, что длина вытянутой руки от запястья до кончика среднего пальца примерно такая же, как от локтя до запястья. В нижней части рисунка ниже показана рука ребенка в возрасте 4 — 6 месяцев. Здесь уже формы более определенные, пальцы более активны, а их поведение более уверенное. Рука становится более открытой, а не закрученной и не закрытой, как у новорожденного ребенка. Обратите также внимание на более четко выявленные суставы.



10

 

МЛАДЕНЧЕСТВО: ДО ГОДА

Общий характер руки ребенка существенно не меняется в течение первого гола. Формы по-прежнему укороченные, пухлые и малоподвижные, разграничительные линии между ними еще четко не выявлены. Тыльная и ладонная стороны руки -  нежные и чувствительные, с тонкими, похожими на скорлупку ногтями. И все же рука годовалого ребенка начинает совершать более уверенные
движения — пробуя, ощущая, чувствуя.

11