natyrmort      НАТЮРМОРТ  - жанр изобразительного искусства. В переводе с французского "натюрморт" означает "мертвая натура". В произведениях этого жанра изображаются предметы быта, цветы, плоды и т.д. Возник натюрморт в XVII в. в Голландии и Испании. Мир вещей в натюрморте раскрывает их своеобразие, неповторимые качества, красоту. В то же время это всегда  - мир человека, выражающий его отношение к жизни, строй его мыслей и чувств.

 

 

 

 

ПАСТЕЛЬ - простые карандаши без оправы, сделанные из красочного порошка, соединенного с клеящим веществом, а также картина или рисунок, выполненные ими.  В зависимости от соотношения состава порошка и количества клея можно получить карандаши различной степени мягкости.

Пастелью пишут на бумаге, холсте, картоне сначала жесткими карандашами,а затем мягкими. Краски наносятся штрихами, как при рисовании, а потом растираются пальцами или растушевкой. Произведения, написанные пастельными карандашами, отличают звучный колорит и нежная,словно бархатная, поверхность. В то же время пастельные композиции подвержены неблагоприятному внешнему воздействию. Для закрепления рисунка или картины их покрывают специальным раствором, который, к сожалению, несколько заглушает переливчатость оттенков и может вызвать потемнение изображения.

Художники нередко сочетают пастель с гуашью, темперой, масляными красками. Такое сочетание применяется обычно при написании портретов.

Пастель появилась впервые в искусстве Италии, Франции и Нидерландов. Ее применяли для подцвечивания рисунка.

В XVIII в., когда в моду вошло искусство рококо с его необычно нежными красочными оттенками, не похожими на существующие в природе, пастельная техника достигла небывалого расцвета.

 

 

syrrealizm    СЮРРЕАЛИЗМ - космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее свое существование в 1969 году. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Сюрреализм возник как литературное течение, но вскоре приобрел статус художественного явления в современном ему мировом искусстве в целом. Сюрреалисты не ставили соей целью создание школы или художественного течения, продолжающего линию романтизм — реализм -...- футуризм, их планы были более глобальны, а амбиции непомерны. Они желали «осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления... Они намеревались предложить людям новый способ сознания...» (Ален и Одетт Вирмо) Своего рода откровением для сюрреалистов явились созданные между 1910 и 1918 годами произведения итальянского поэта и живописца Джорджо де Кирико (1888-1978г.г.), основателя так называемой метафизической живописи, возникшей как реакция на футуризм с его динамическим характером изображения. В 1916 году Андре Бретон случайно заметил в витрине картину де Кирико «Мозг ребенка», проезжая мимо в автобусе. На следующей остановке он вышел, чтобы вернуться к картине и проверить, не было ли обманчивым его первое впечатление. Приведу высказывание де Кирико того периода: «Не надо забывать, что картина всегда должна быть отражением глубокого ощущения и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неведомое. Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом, оно приближается к сну и детской мечтательности». Это своеобразное эстетическое кредо творчества де Кирико оказалось чрезвычайно близким сюрреалистической концепции.

Сюрреалисты выражают недовольство существующей действительностью —они объявляют ее источником всех зол. Они выступают против абстрактного мира цивилизации. Никакой социальной революции не нужно — нужно только отказаться от разума, логики, от привычного восприятия вещей, от неудовлетворительного, даже абсурдного, с их понимания, разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, хорошего и плохого. Нужно отказаться от всех традиций, уничтожить все привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений. Иначе говоря, предполагаемая сюрреалистами революция должна заключаться в освобождении человека от чувств и обязанностей семейных, гражданских, классовых, от чувств справедливости, верности, долга. Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, — «дремлющие в нас чудовища», также запретные и темные закоулки человеческого подсознания. Конфликт между разумом и «темными силами», провозглашенный сюрреалистами основой искусства, нашел свое четкое и наглядное выражение в сценах жестокости, которые изобилуют все виды сюрреалистического искусства. Фрейдисткое лженаучное положение о кровожадности и жестокости человека по природе, сюрреалисты настойчиво и последовательно воплощали в своем искусстве в течении всех долгих лет его существования.

 

 

futurizm     ФУТУРИЗМ  - авангардистское литературно-художественное течение в искусстве Европы начала ХХ в. Оно получило распространение главным образом в Италии и России. Появление его связано с вышедшим в свет в 1909 г. "Мануфестом футуризма", который был написан итальянским поэтом Ф.Т. Маринетти.

    Теоретики футуризма отвергали все, что было связано с традиционным искусством и культурой, и обращали свой взгляд в будущее. Они приветствовали бурный прогресс науки и техники и не пугались все ускоряющегося темпа жизни людей. На футуристов большое влияние оказали кубисты. Футуристы стремились непосредственно, живо и эмоционально передать жизнь мира огромных скоростей, перед которыми отступало прошлое.

     Представители футуристической живописи разработали новый тип картины, названный энергетическим. Такие полотна представляли собой изображения разбитых на несколько фрагментов геометризированных фигур, пересеченных линиями и острыми углами. Одним из главных принципов построения подобных работ была симультанность, то есть единовременный показ разных этапов движения.

 

 

ekspressionizm     ЭКСПРЕССИОНИЗМ - литературно-художественное течение, которое сформировалось в первой четверти ХХ в. Его представители считали субъективный мир человека реальным, а его отображение - единственной целью искусства. Экспрессионизм широко распространился в Голландии и Австрии.

  Художники-экстрессионисты стремились выразить неприятие ими окружающей действительности. Их картины были наполнены мистическими экспрессивными образами, проникнуты чувством отчаяния и протеста. Художники-экстрессионисты использовали условные красочные сочетания и грубые, порой примитивные формы.

     Название "экспрессионизм" впервые прозвучало в Германии в 1911 г. Его автором стал Х. Вальден, издатель журнала "Штурм".

 

 

 

 

 

 

ЭСКИЗ - предварительный набросок, в котором художник передает замысел своего будущего произведения. Эскиз отличается от этюда тем, что автор создает его по воображению, используя натурные наблюдения. Эскиз может выполняться карандашом, акварелью, пастелью, масляными красками. Он необходим художнику для решения композиционных задач. С помощью эскиза художник разрабатывает отдельные элементы полотна: жесты, наклон головы персонажа. Часто картине предшествует много эскизов, автор же выбирает лишь то, что отвечает его замыслу.

 

 

ЭТЮД - произведение чаще всего подготовительного характера, написанное с натуры. Обычно этюд имеет небольшие размеры. Некоторые мастера выполняют огромное количество этюдов.

Этюд - это и обучающий материал, ступенька к совершенству для начинающего художника. Для выполнения этюда используют масло, акварель, темперу, гуашь,пастель. Есть художники, которые пишут только этюды, хотя решают их так же, как и картины, что видно по композиционной завершенности и выразительности колорита и формы.